Профилактика правонарушений

 

 

 

Приложение № 1

 

 

УТВЕРЖДЕНА

приказом ФССП России

 

 

от ___________ № _____

 

 

Программа

профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения юридическими лицами обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой судебных приставов при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, на 2017 год

 

I. Общие положения

 

1. Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения юридическими лицами обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой судебных приставов при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее – Программа), разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (пункт 3 раздел IV протокола заседания подкомиссии от 20.01.2017 № 1) (далее – Методические рекомендации), в целях проведения Федеральной службой судебных приставов профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определения видов и форм профилактических мероприятий и системы мониторинга, оценки эффективности и результативности данных мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее – контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц).

2. Программа реализует положения:

Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»;

Федерального закона от 26.12.2008  № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 № 559-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации

на 2016 – 2017 годы;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.05.2016  № 934-р «Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности».

3. Для целей настоящей Программы используются следующие основные термины и их определения:

профилактическое мероприятие – мероприятие, проводимое ФССП России и (или) её территориальными органами (далее – контрольно-надзорный орган) в целях предупреждения возможного нарушения юридическими лицами обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающее следующим признакам:

отсутствие принуждения и рекомендательный характер мероприятий для подконтрольных субъектов;

отсутствие неблагоприятных последствий (вред, ущерб или угроза их причинения, применение санкций, выдача предписаний, предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, привлечение к ответственности) в отношении подконтрольных субъектов;

направленность на выявление причин и факторов несоблюдения обязательных требований;

отсутствие организационной связи с мероприятиями по контролю.

Обязательные требования – требования к деятельности подконтрольных субъектов, к их персоналу, а также к выполняемой ими работе, имеющие обязательный характер и установленные международными договорами Российской Федерации, актами органов Евразийского экономического союза, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами и нормативными документами органов государственной власти СССР и РСФСР, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также иными нормативными документами.

Охраняемые законом ценности – жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществление государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Подконтрольная сфера – состояние охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере регулирования.

Подконтрольные субъекты – юридические лица, включенные в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее – подконтрольные субъекты).

 

II. Цели, задачи и принципы проведения профилактических мероприятий

 

1. Целью проведения профилактических мероприятий являются:

предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

снижение административных и финансовых издержек как контрольно-надзорного органа, так и подконтрольных субъектов, исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;

снижение уровня ущерба, причиненного гражданам;

повышение прозрачности системы государственного контроля;

мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов.

2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований (прав граждан в сфере осуществления деятельности по взысканию просроченной задолженности), определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей подконтрольных субъектов и присвоенной им категории риска (опасности).

3. Принципами проведения профилактических мероприятий являются:

принцип понятности – представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований;

принцип информационной открытости – доступность для населения и подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);

принцип вовлеченности – обеспечение включения населения и подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;

принцип полноты охвата – максимально полный охват профилактическими мероприятиями населения и подконтрольных субъектов;

принцип обязательности – обязательность проведения профилактических мероприятий контрольно-надзорным органом по государственному контролю (надзору);

принцип актуальности – регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;

принцип релевантности – выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов;

принцип периодичности – обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.

Срок реализации Программы – 2017 год.

 

III. Текущий уровень профилактических мероприятий

 

В рамках профилактики нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказом ФССП России от 20.04.2017 № 133 «Об организации работы по разработке перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности», утвержден состав рабочей группы по разработке Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере деятельности по взысканию просроченной задолженности (далее – Перечень).

Профилактические мероприятия осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны и иной информации ограниченного доступа.

Ведомственные нормативные акты размещены в сети «Интернет» в открытом доступе на официальном сайте ФССП России (http://www.fssprus.ru/) в разделе «Государственный контроль и надзор».

ФССП России на постоянной основе проводит общественное обсуждение Перечня, в том числе на наличие в нем нормативных правовых актов, требующих исключения по причине наличия устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.

На официальном сайте ФССП России в сети «Интернет» предусмотрена возможность оставить замечания и предложения по Перечню правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора).

Оценка результативности мероприятий Программы, мониторинг и оценка их эффективности проводятся путем:

самообследования уровня развития профилактических мероприятий в соответствии с анкетой, являющейся приложением к Методическим рекомендациям;

оценки достижения показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий, определенных на очередной календарный период.

Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий осуществляется путем социологических исследований представителей подконтрольных субъектов по направлениям:

информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверок;

понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование всеми участниками контрольно-надзорной деятельности;

вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом.

 

IV. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды

 

Подконтрольными субъектами профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности по взысканию просроченной задолженности, являются юридические лица, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

При проведении проверок деятельности подконтрольных субъектов выявляются факты нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Ключевыми рисками при реализации Программы профилактических мероприятий являются:

различное толкование содержания обязательных требований подконтрольными субъектами, что может привести к нарушению ими отдельных положений законодательства Российской Федерации;

отсутствие законодательно определенных механизмов установления ответственности за нарушение обязательных требований юридическими лицами, не включенными в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности.

2. Текущее состояние подконтрольной среды характеризуется увеличением количества подконтрольных субъектов, осуществляющих деятельность

по возврату просроченной задолженности.

Реализуемые в настоящее время на государственном уровне программы поддержки нацелены на устранение излишних административных барьеров,

что должно позитивно отразиться на состоянии конкуренции и делового климата в стране.

Начинающие деятельность подконтрольные субъекты зачастую не в полной мере владеют необходимыми знаниями в указанной сфере деятельности,

что может привести к нарушению ими обязательных требований либо способствовать возникновению финансовых и репутационных издержек, связанных с отказом во внесении сведений в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, либо принятием решения об исключении из указанного реестра.

Имеют место отдельные случаи, когда подконтрольные субъекты для получения финансовых выгод от осуществления деятельности в указанной сфере, идут на нарушения обязательных требований. Такие нарушения выявляются,

и к нарушителям применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Анализ текущего состояния подконтрольной среды свидетельствует о том, что указанные негативные тенденции могут проявляться в действиях подконтрольных субъектов, находящихся в любом регионе Российской Федерации. К наиболее опасным проявлениям таких тенденций относятся нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, приводящие к возникновению рисков нанесения ущерба интересам граждан.

В этой связи работа по профилактике нарушений обязательных требований должна выстраиваться на регулярной основе и проводиться во всех регионах Российской Федерации.

 

V. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной среды

 

На состояние подконтрольной среды может оказать воздействие совершенствование нормативно-правовой базы в сфере взыскания просроченной задолженности, в том числе исключение избыточных, дублирующих и устаревших обязательных требований.

Введение ответственности в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, не включенных в государственный реестр.

Повышение квалификации руководителей и работников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества нарушений в сфере взыскания просроченной задолженности.

В то же время несоблюдение подконтрольными субъектами обязательных требований может привести к причинению ущерба физическим лицам.

 

VI. Механизм оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий

 

Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая осуществляется методами социологических исследований. Ключевыми направлениями социологических исследований являются:

информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах подконтрольного субъекта в ходе мероприятий по контролю;

знание и однозначное толкование подконтрольными субъектами и контрольно-надзорным органом обязательных требований и правил

их соблюдения;

вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.

 

VII. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий в ФССП России и её территориальных органах

 

Уполномоченными лицами, ответственными за организацию и проведение профилактических мероприятий в контрольно-надзорном органе, определены должностные лица согласно приложению к настоящей Программе.

 

VIII. Официальный сайт контрольно-надзорного органа в сети «Интернет», на котором размещена Программа и информация о результатах профилактической работы и профилактических мероприятиях – http:www//fssprus.ru/

Время создания/изменения документа: 05 октября 2017 14:31 / 05 октября 2017 15:46

Версия для печати